Баландин Василий Петрович
1

 

Герой Социалистического Труда

28 сентября 1904г. - 1973г.

Дата указа: 16.09.1945

 

 

Баландин Василий Петрович – заместитель Народного Комиссара авиационной промышленности Союза Советских Социалистических Республик - директор моторного завода № 26 - Уфимского орденов Ленина и Красного Знамени моторостроительного завода, генерал-майор инженерно-авиационной службы.

Родился 15 (28) сентября 1904 года в семье железнодорожника. Трудовую деятельность начал слесарем-сборщиком. В 1930 году окончил Московский институт железнодорожного транспорта. Член ВКП(б)/КПСС с 1925 года.

В 1936 году инженер-новатор внедрил у себя в сборочном цехе конвейерную сборку моторов. Таких конвейеров ранее в СССР не было. Накопленный опыт помог Василию Баландину в организации поточного производства авиационных моторов и в последствии, когда он стал директором моторостроительного завода в Уфе.

С 1937 года В.П. Баландин - директор Рыбинского моторного завода № 26 (Ярославская область), а в 1939 году, не оставляя директорской должности, он назначается заместителем Народного Комиссара авиационной промышленности СССР. Но карьера директора завода и заместителя наркома в начале лета 1941 года неожиданно прерывается необоснованным арестом, продлившимся не более двух месяцев.

В связи с началом Великой Отечественной войны фронту «как воздух» нужны были в большом количестве новые самолёты, а последним – авиационные двигатели.

В 1941 году в столицу Башкирии город Уфу стали прибывать организации и учреждения, эвакуированные из разных городов страны. Строящийся в 20-и километрах от Уфы, в городе Черниковске (ныне в черте Уфы), комбайновый завод был ещё за год до войны реконструирован в авиамоторный по рыбинской документации. Было построено несколько производственных зданий, шло строительство больших корпусов.

В августе 1941 года в Уфу прибыл назначенный директором объединенного завода Василий Петрович Баландин, сохранивший должность заместителя наркома авиационной промышленности СССР.

Незадолго до этого он был освобождён по требованию И.В. Сталина из заключения по ходатайству наркома авиационной промышленности СССР А. Шахурина, авиаконструктора А. Яковлева и заместителя наркома авиапромышленности СССР П. Дементьева.

В начале войны на площади Уфимского завода был эвакуирован ряд моторных заводов, в том числе и из города Рыбинска. 17 декабря 1941 года Рыбинский ордена Ленина моторный завод № 26, два ленинградских завода-дублёра (№ 234 и № 451), частично московский № 219, московское проектное бюро ЦИАМ, воронежское конструкторское бюро Добрынина и два уфимских завода, - моторный (№ 384) и дизельный (№ 336) были объединены в единое целое.

Новое предприятие стало правопреемником объединённых заводов и получило номер головного - 26-й. В дальнейшем оно было переименовано в Уфимский моторостроительный завод.

К концу 1941 года было сооружено одиннадцать производственных корпусов, сто двадцать семь домов и бараков, два палаточных лагеря. В них разместилось шесть тысяч шестьсот человек. В 1942 году выпуск моторов значительно превысил уровень 1941 года и нарастал во все годы войны. Под руководством В.П. Баландина было организовано крупное поточное производство авиационных моторов «М-105», «М-105ПА», «ВК-107А», «ВК-107ПФ», «ВК-108». Уфимский моторостроительный завод, которым он руководил, изготовлял моторы для боевых самолетов «Як-3», «Як-9», «Пе-2».

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР в 1944 году Баландину В.П. было присвоено воинское звание «генерал-майор инженерно-авиационной службы».

Коллектив завода, возглавляемый генерал-майором инженерно-авиационной службы В.П. Баландиным, двадцать три раза завоёвывал переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. 26 июля 1945 года газета «Правда» в передовой статье отмечала, что Уфимский завод к началу мирного времени выпустил девяносто семь тысяч авиационных моторов, назвав этот факт подвигом.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года за умелое руководство трудовым коллективом завода и выдающийся вклад в обеспечении фронта авиационными двигателями, генерал-майору инженерно-авиационной службы Баландину Василию Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В этот же день Уфимский моторостроительный завод был награждён орденом Красного Знамени, а двести девяносто девять его лучших работников были удостоены орденов и медалей СССР.

К 9 мая 1945 года Уфимский моторостроительный завод под руководством В.П. Баландина выпустил более девяноста семи тысяч моторов для истребителей и бомбардировщиков, созданных авиаконструкторами А.С. Яковлевым, С.А. Лавочкиным, В.М. Петляковым и другими.

На каждом третьем боевом самолёте стоял уфимский мотор. Самолёт-истребитель «Як-9У» с мотором «ВК-107А» признан самым скоростным истребителем второй мировой войны.

После 1946 года генерал-майор инженерно-авиационной службы Баландин В.П. - на различных государственных должностях. Жил в Москве в знаменитом «Доме на набережной» в квартире № 255.

Один из организаторов авиационной промышленности СССР, Герой Социалистического Труда В.П. Баландин скончался в 1973 году. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Награждён тремя орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды.

На одном из зданий бывшего Уфимского моторостроительного завода (с 1978 года – Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО), с 1993 года - открытое акционерное общество (ОАО) «УМПО») установлена мемориальная доска с горельефом В.П. Баландина. А в микрорайоне «Инорс» Калининского района города Уфы имя бывшего директора Уфимского моторостроительного завода носит бульвар, названный бульваром Баландина по просьбе трудового коллектива ОАО «УМПО».

 
fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google