Жёлудев Владимир Николаевич
1

 

Герой Социалистического Труда

10. 11. 1903 - 16. 10. 1972

Дата указа: 05.11.1943


Жёлудев Владимир Николаевич - начальник Лискинского отделения движения Юго-Восточной железной дороги.

Родился 10 ноября 1903 года в селе Белый Колодезь Валуйского уезда Воронежской губернии, ныне Богучарсккого района Воронежской области в семье сапожника-кустаря. Русский. С 12 лет батрачил за кусок хлеба. После смерти в 1917 году отца, получившего на фронте тяжелые ранения, Володя остался старшим из пяти детей-сирот, а семья осталась без средств и имущества. Несколько лет подросток работал в имении графини Паниной.

С 1921 году трудился на железнодорожном транспорте. Сначала учеником на телеграфе на станции Валуйки. Потом телеграфистом на той же станции, пока не призвали в Красную Армию. Служил в 1-м железнодорожном полку под Ленинградом. После увольнения в запас работал старшим телеграфистом станции Бирюч на участке Валуйки - Лиски. Затем трудился в различных должностях на станциях Северо-Донецкой и Юго-Восточной железных дорог: дежурным по станции, заместителем начальника станции, диспетчером, старшим диспетчером Лискинского отделения движения. Окончил курсы диспетчеров в Киеве, обучался в Центральной Эксплуатационной школе Наркомата путей сообщения в Москве.

В 1936 году его назначили заместителем начальника отделения в Россошь, а к концу года - старшим помощником начальника распорядительного отдела Управления Юго-Восточной дороги. Весной 1937 года тяжело болел, перенес операцию в брюшной полости, а после выздоровления направлен участковым ревизором по безопасности движения поездов Грязненского отделения. С 1938 года — заместитель начальника, а потом и начальник Лискинского отделения движения. В 1940 году он был удостоен высшей отраслевой награды - знака «Почетный железнодорожник».

С начала войны В. Жёлудев в должности начальника военно-эксплуатационного отделения обеспечивает в прифронтовой полосе Западного, Брянского и Юго-Западного фронтов движение поездов в целях обеспечения всем необходимым воинских частей фронтов. В марте 1942 года был ранен в ногу, после выздоровления продолжал работать. Летом 1942 года нарком путей сообщения генерал-лейтенант Хрулёв представил его к награждению орденом Трудового Красного Знамени.

В сентябре 1942 год назначен начальника 122-го военно-эксплуатационного отделения (ВЭО-122), обеспечивавшего обслуживание единственной рокады на левом берегу Волги, по которой через Верхний Баскунчак доставлялись грузы в осаждённый Сталинград. В начале декабря получил второе ранение. 31 декабря 1942 года назначен начальником ВЭО-16.

После окончательного разгрома немецкой группировка под Сталинградом в феврале 1943 года, в целях улучшения работы Лискинского отделения Юго-Восточной дороги, ВЭО-16 было направлено для приёмки в эксплуатацию участка Лиски - Россошь - Лихая, по которому доставлялись грузы для Юго-Западного и Южного фронтов, освобождавших Донбасс.

Жёлудев снова был назначен начальником Лискинского отделения движения. После восстановления обоих мостов через Дон линия Лиски - Валуйки стала кратчайшим путём, по которому продвигались с Южного Урала и из Сибири эшелоны с войсками для разгоревшейся в июле Орловско-Курской битвы, а затем и битвы за Днепр. О вкладе В. Н. Жёлудева и его трудового коллектива в материально-техническое обеспечение войск Воронежского и Степного фронтов свидетельствует тот факт, что в мае 1943 года Лискинское отделение было отмечено переходящим Красным знаменем Государственного Комитета Обороны и денежной премией.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Жёлудеву Владимиру Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

24 декабря в Кремле герою-железнодорожнику вручили высокие награды родины, а в наркомате - второй знак «Почетному железнодорожнику». В январе 1944 года В. Н. Жёлудев был назначен первым заместителем начальника Юго-Восточной железной дороги. Но ему не хватало теоретических знаний, и с января 1945 года он был освобожден от обязанностей заместителя в связи с зачислением в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ) на факультет «Движение и грузовая работа». Учась по ускоренной программе фактически без летних и зимних каникул, Жёлудев с отличием окончил институт в октябре 1947 года. Получил назначение на родную Юго-Восточную железную дорогу.

С марта 1948 года В. Н. Жёлудев работал начальником отделения в Уфе на Куйбышевской магистрали. В связи с ухудшением состояния здоровья (сказывались последствия фронтовой контузии и двух ранений, а болезненное состояние вызывало повышенную нервозность, что отражалось на работе), в июле 1949 года был переведен в город Владимир Горьковской железной дороги на менее напряжённую работу, а в октябре 1950 года - на Сталинградскую железную дорогу.

Жил в городе Сталинграде (Волгограде). В феврале 1953 года был избран депутатом Сталинградского городского Совета депутатов трудящихся. До ухода в марте 1961 года пенсию по инвалидности работал заместителем начальника — главным инженером Сталинградского отделения дороги. 16 октября 1972 года скончался, когда находился на лечении в городе Хмельник Винницкой области. Похоронен в Волгограде.

Награжден двумя орденами Ленина (05.11.1943, 09.06.1952), Трудового Красного Знамени, медалями, в том числе медалями «За оборону Москвы» и «За оборону Сталинграда»; двумя знаками «Почетному железнодорожнику».
 
fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google