Яцков Иван Алексеевич
1

 

Герой Социалистического Труда

24 янаваря 1915 - 12 января 1995

Дата указа: 05.11.1943

Яцков Иван Алексеевич - начальник участка восстановления тоннелей Управления военно-восстановительных работ № 12.

Родился 24 января 1915 года в селе Иванково, ныне Тамбовского района Тамбовской области, в многодетной крестьянской семье. Русский. В шестнадцать лет с братом матери уехал в Москву, на строительство ТЭЦ завода АМО (нынешнего ЗИЛа). Трудился на пескомойке, готовил песок и гравий для бетонных работ. Позже стал бетонщиком, поработал и плиточником.

В 1931 году, когда в Москве начали строить метро, по комсомольской путёвке в числе 10 тысяч комсомольцев пришёл в Метрострой. Первое время был откатчиком, потом монтировал тюбинги и закреплял пробитый проходчиками тоннель. Работал на строительстве станций «Площадь Дзержинского», «Курская». Но закончить эту стройку ему не пришлось.

В числе лучших метростроевцев, как неженатый, в 1937 году был командирован на Дальний Восток. Работал на строительстве секретного объекта оборонного значения - железнодорожного тоннельного перехода под рекой Амур в Хабаровске. Квантунская армия Японии уже была в Маньчжурии, и в случае войны на Дальнем Востоке хабаровский мост был бы заманчивой мишенью. Тоннель под Амуром должен был обеспечить безостановочное движение поездов, надежно связать Приморье со страной. Постройка тоннеля под крупной рекой была трудным делом. Приходилось часто применять кессонные работы. При давлении воздуха в 2,5 атмосферы строители находились в камере по 4-6 часов. В 1941 году Яцков вступил в ВКП(б)/КПСС. В начале 1942 года тоннельщики завершили сооружение тоннеля, который был принят правительственной комиссией в эксплуатацию с оценкой «отлично». В числе 22 отличившихся строителей Яцков был награжден орденом Ленина.

После окончания работ 260 бывших метростроевцев были срочно переброшены на строительство железнодорожной линии Гагра - Сухуми, где требовалось пробить много тоннелей. За полгода тоннельщики, среди которых был и Яцков, закончили работу, сдав участок на полмесяца раньше установленного срока. И когда летом 1942 года гитлеровцы прорвались на Северный Кавказ, эта линия сыграла важную роль в обороне выхода к морю от Майкопа к Туапсе.

Осенью 1942 года нашим войскам удалось отбить у противника несколько тоннелей, которые были разрушен гитлеровцами и ударным трудом тоннельщиков, в числе которых был Яцков, восстановлены их в короткие сроки. Затем, следуя за наступавшей армией бойцы Яцкова восстанавливали путь до Белореченской и Майкопа. Потом метростроевцев перебросили на восстановление разрушенных тоннелей в Новороссийске, где в составе Управления военно-восстановительных работ № 12 (УВВР-12) они дошли до станции Тоннельная.

Часть строителей осталась для завершения работ на станции Тоннельная, а из остальных сформировали комсомольско-молодёжный восстановительный батальон, командиром которого стал И. Яцков. Батальону поручили восстановить мосты от станции Крымская на полуостров Тамань. Задача была нелёгкая: восстановить дорогу за два осенних месяца, хотя разрушены были не только мосты, но и подходы к ним - все насыпи, примерно 10 тысяч кубометров грунта. Работы были выполнены в ударные сроки, и 5 ноября по линии прошел первый эшелон. Тогда же Яцков был награжден орденом Отечественной войны 1 степени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Яцкову Ивану Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».

Он стал первым и единственным метростроевецем, удостоенным во время войны высшей награды Родины.

Следующим заданием было восстановление тоннелей у Севастополя, который был освобождён 9 мая 1944 года. Самоотверженно, трудился в Крыму сам Иван Яцков и его тоннельщики. 25 июля через восстановленные тоннели, по вновь проложенным и перешитым на отечественную колею путям, прибыл в Севастополь первый поезд. Утром 10 августа регулярное движение в город русской воинской славы, было открыто досрочно. Немало Яцков потрудился при восстановлении железнодорожных линий на полуострове, восстанавливал Камышовский виадук.

Затем была учёба на Центральных технических курсах Наркомата путей сообщения в Москве. Здесь он встретил день Победы.

После окончания железнодорожного техникума имени А.А. Андреева и Московского института инженеров транспорта дипломированный инженер вернулся на Метрострой. Стал начальником участка на шахте № 425 на строительстве перегона от станции «Белорусская» до «Новослободской». Здесь участок Яцкова поставил рекорд, соорудив за месяц с помощью эректора 72 метра тоннеля.

В 1950 году Яцков вновь уехал на Дальний Восток, на это раз на строительство тоннеля под проливом Невельского (стройка Министерства путей сообщения № 6), который должен был связать Сахалин с материком. На этом строительстве, на мысе Лазарева Яцков был старшим прорабом, а затем заместителем начальника стройки. Но в 1953 году после смерти И.В. Сталина строительство тоннельного перехода на Сахалин было законсервировано.

Вернувшись с Дальнего Востока, Яцков был утверждён главным инженером, а затем начальником СУ-100, в 1954 г. возглавил СМУ-1, переименованное позже в Тоннельный отряд № 6 Метростроя. Под руководством Яцкова за 20 с лишним лет были построены шесть станций метро, много перегонов, выполнены путейские работы на всех станциях и перегонах. В 1957 году Яцков сдал станцию «Фрунзенская» на участке «Парк культуры» - «Спортивная». Строил Яцков и перегон «ВДНХ» - «Ботанический сад», станцию «Пролетарская», линию до «Шоссе энтузиастов», перегон от станции «Горьковская» до «Маяковской». В 1975 году стал «Заслуженным строителем РСФСР». В 1982 году ушёл на пенсию.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 12 января 1995 года.

Награжден двумя орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, медалями; ведомственными знаками «Почетный железнодорожник» и «Отличный восстановитель».

Дорогой старый масса, я больше ничего не скажу!

Вспомнил, что на юноше был "Алимов алгебра 7 класс гдз"такой же плащ и что он был небольшого роста.

Это, должно "Скачать песню тимати новые"быть, такая глушь, что даже я никогда о ней не слышал.

По "Крутится вертится шар голубой скачать минусовку"мере того, как все больше насекомых вылетало через "Бесплатные доклады скачать"пролом в верхнее помещение, Римо смог хоть что-то разглядеть сквозь флер кружащих черных точек.

От лошади остались только кости, обглоданные дочиста, а те, в которых "Итоги золотой ключ"нашелся костный мозг, были разломаны на куски и высосаны до последней капли.

Он вывел его ближе к огню и привязал повод к луке седла.

Какая-то лошадь идет на обгон "FreeBSD. От новичка к профессионалу"по внешней дорожке.

Вы, вероятно, "Управленческий учет: постановка и применение (+CD)"помните, мистер Вустер, что в ходе нашей беседы в "Английский язык. ГИА. Сборник тренировочных тестов (+CD)"библиотеке я поставил вас в известность, с какой серьезностью "Сказки русского леса"подхожу к "первые олимпийские игры в греции"совершенному преступлению.

Несколько минут охотник простоял молча он был "Приключения в саванне"сильно озадачен.

Реджинальд глянул на цифры, выключил компьютер "Собор Парижской Богоматери"и поспешил в ванную, где его вырвало от гнетущего "скачать сербско русский разговорник"страха.

Вчера я продал Корке "Angry Birds. Крутые виражи. Книга со стикерами"Серебряную реку, гордо объявил он.

Она встречалась с "решение гиа по математике решение"ней трижды, и дважды ей удалось даже получить фотографию Кэти с ее автографом.

 
fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google fuck google